Гребневики - Севастопольский аквариум

Это интересно



Гребневики





Найданова О.Г., зав. Музейным отделом Севастопольского морского Аквариума-музея

Выбирая тему своей очередной статьи, поймала себя на мысли, что наиболее привлекательными объектами моего повествования являются, во-первых, существа очень древние, прожившие на нашей планете около полумиллиарда (а то и больше) лет; во-вторых, достаточно примитивные, но предельно рациональноустроенные, что позволяет им легко адаптироваться к любым изменениям окружающей среды; и в-третьих, так приятно писать (и я надеюсь – читать), что численности этих видов животных ничего в современном океане не угрожает, и они совсем не собираются вымирать. Одни из таких «долгожителей» - гребневики, задуманные и созданные природой без особых анатомических и физиологических «наворотов», но при этом (загадка!) имеющих в своем геноме почти такое же количество генов (около 20 000), как и человек, у которого их от 20 000 до 40 000. Теперь к сути. Гребневики – организмы, состоящие практически из воды и имеющие гидроскелет, чем очень схожи с медузами (жизненная фаза гидроидных, сцифоидных и кубомедуз). В их составе более 96% воды, совсем немного солей и белка. Именно поэтому их тела желеподобны и полупрозрачны. Между гребневиками и медузами действительно много сходства, из-за чего биологи-систематики в свое время их определили в общий тип кишечнополостных животных, но со временем (а точнее в 1888 году) те и другие организмы получили каждый по своему «типу» - гребневиков отнесли к одноименному типу, а медуз – к типу «стрекающие». Чтобы легче было определить отличия особей этих типов друг от друга, мы по ходу повествования будем их сравнивать между собой.

Свое название гребневики получили от сложения двух греческих слов: «гребень» (или «расческа») плюс «носить». Действительно, на их телах, рядами, расположены реснички, используемые для перемещения. Таких рядов насчитывается восемь; реснички же, склеенные в пластинки, движутся синхронно. Такой способ передвижения характерен для одноклеточных мизерных инфузорий, в то время как гребневики – многоклеточные и достаточно крупные животные со сходным способом движения.

Гребневики – космополиты, то есть встречаются повсеместно. Являясь, в основном, морскими планктонными организмами (лишь некоторые из них сидячие или ползающие по дну формы), они хорошо себя чувствуют как при низкой солености воды (от 3,4‰), так и при очень высокой (до 75‰), и легко переносят как низкие (от 1,30С), так и высокие (до 320С) температуры.

Строение гребневика схоже со строением кишечнополостных животных – тело состоит из двух слоев клеток с прослойкой между ними, имеется кишечная полость, нервная система разбросанного (диффузного) типа. Но есть и отличия: у гребневиков нет стрекательных клеток, вместо них имеются расположенные на щупальцах и приспособленные к ловле пищевых организмов клейкие клетки (коллобласты). И еще, гребневики могут «похвастаться» наличием особого органа, отвечающего за регуляцию движения. Его собственное название - «аборальный орган», в его составе имеется статолит, контролирующий равновесие. Вышеназванный орган расположен на «заднем» (аборальном) конце особи, в то время как на «переднем» (оральном) конце «традиционно» находится рот, переходящий в глотку.

Гребневики, в отличие от стрекающих, размножаются без «премудростей», являясь (за редким исключением) гермафродитами. Большинству видов свойственно перекрестное оплодотворение, но самооплодотворение хоть и редко, но тоже встречается. Оплодотворение наружное; из яиц появляются личинки, похожие на своих родителей. При благоприятных условиях «взросление» происходит очень быстро – за 10 – 20 дней новорожденные гребневички становятся половозрелыми.

Если кто-нибудь из вас при купании в море с маской или аквалангом встречал гребневиков в толще воды, то наверняка обращал внимание, что они светятся и переливаются как настоящие бриллианты. Такой зрительный эффект возникает из-за дифракции, то есть разложения света на спектр, в точности как в радуге – такое явление происходит благодаря постоянно движущимся ресничкам. Кроме этого, среди примерно 150 известных видов гребневиков многие способны к биолюминесценции («холодному» свечению), а другие (в основном глубоководные виды) вырабатывают красный пигмент и светятся его оттенками (правда, увидеть этот эффект можно только в кромешной тьме).

По способу питания эти желейные обитатели океанов относятся к хищникам, предпочитающим организмы планктона (личинок водных организмов, ракообразных, коловраток, медуз и … своих же сородичей). При этом запросто за сутки могут поглотить объем пищи, по весу превышающий их собственную массу почти на порядок.

Благодаря такому «аппетиту» интродукция некоторых видов в акватории, где их никогда не было, может привести к настоящей экологической катастрофе. Вот совсем «свежий» пример – в 1987 году произошло случайное вселение посредством балластных вод судов в Черное море гребневика мнемиопсиса (Mnemiopsis leidyi), обитателя Атлантического океана. Из-за отсутствия естественных врагов, обилия подходящей для него пищи, быстрому росту (увеличение размера в два раза может происходить за одни сутки), невероятной скорости размножения (свыше 7 000 яиц за 24 часа) и стремительному развитию, мнемиопсис «выел» всю кормовую базу (запасы планктонных организмов сократились в 30 раз!), икру и молодь черноморских рыб. Пределом массового захвата Черного моря стал момент, когда из всей черноморской живности 90% стал составлять исключительно гребневик этого вида. Без пищи остались практически все промысловые (и не только) виды рыб, и, как следствие, дельфины.

История, однако, имела свое продолжение, и к 1999 году матушка-природа сделала черноморским обитателям настоящий «подарок»: биологи обнаружили еще одного вселенца – североамериканского хищного гребневика берое (Beroe ovata). Это было настоящим спасением! Гребневики этого вида не имеют ресничек, как будто состоят из одной только глотки, но, самое главное, что они очень прожорливы, не способны переваривать организмы зоопланктона и питаются ТОЛЬКО мнемиопсисами. С этого момента экосистема Черного моря стала потихоньку принимать свой прежний вид: было положено начало восстановлению запасов планктона, а вследствие этого количество рыб и дельфинов стало постепенно увеличиваться.

В заключение несколько слов о самом необычном и красивом гребневике, жителе пелагиали тропических и субтропических акваторий, имеющем романтическое название – венерин пояс. Невероятное, удивительное зрелище! Его прозрачное тело вырастает в длину до двух с лишним метров, переливается всеми цветами радуги и при этом способно люминесцировать в темноте.

Вот и подошло мое повествование о еще одной группе интереснейших обитателей планеты Океан, которые, как считают ученые-биологи, являются самой древней ветвью многоклеточных животных (даже древнее губок).

Являясь стабилизаторами в экосистемах океанов, потребляя большое количество планктонных организмов, сами они представляют собой звено в цепях питания. Какие бы «конфликты» и «войны» на биологическом поприще не возникали бы, со временем устанавливается экологическое равновесие. Во время этого процесса возможны расцветы, замены или выпадение отдельных видов. А имя этим процессам – эволюция. И человек с момента своего появления и проявления на нашей планете – такой же ее участник. Хочется надеяться, что будущие потери в Империи клеточных организмов будут минимальными, и всем живым существам от мала до велика хватит места под Солнцем.

Вернуться к списку



Рус Eng
Купи билет онлайн